Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) при предоставлении государственной услуги, если, по его мнению, такие решения, действия (бездействие) нарушают его права.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление и осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации,, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • истребование у заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального налогового органа, уполномоченной организации, предоставляющего государственную услугу, должностного лица (специалиста) органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностных лиц (специалистов) территориальных налоговых органов, уполномоченной организации, решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе предоставления государственной услуги.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо специалиста, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) территориального налогового органа, уполномоченной организации, специалиста территориального налогового органа, уполномоченной организации, предоставляющего государственную услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) территориального налогового органа, уполномоченной организации, специалиста территориального налогового органа, уполномоченной организации, предоставляющего государственную услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба на действия (бездействие) специалиста территориального налогового органа, уполномоченной организации подается в орган, предоставляющий государственную услугу.

Жалоба на решения, принятые должностным лицом территориального налогового органа, уполномоченной организации, предоставляющего государственную услугу, и его действия (бездействие) подаются в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием официального сайта УФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или Единого портала, а также может быть принята при личном приеме заявителя, и подлежит рассмотрению (остается без рассмотрения) в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба рассматривается в течение пятнадцати рабочих днейс даты ее регистрации в структурном подразделении, ответственном за прием документов, территориального налогового органа, уполномоченной организации.

В случае обжалования отказа территориального налогового органа, уполномоченной организации, специалиста территориального налогового органа, уполномоченной организации, предоставляющего государственную услугу в приеме документов у заявителя, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации в структурном подразделении, ответственном за прием документов, территориального налогового органа, уполномоченной организации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы территориальный налоговый орган, уполномоченная организация, предоставляющие государственную услугу, принимают одно из следующих решений:

  • удовлетворяют жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных территориальным налоговым органом, уполномоченной организацией, предоставляющими государственную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах;
  • отказывают в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, по результатам рассмотрения жалобы территориальный налоговый орган, уполномоченная организация, предоставляющие государственную услугу, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Решение по жалобе может быть обжаловано в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для обоснования и рассмотрения жалобы в соответствии с действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с графиком (режимом) работы территориального налогового органа.

Источник: https://gu.spb.ru/188305/

За 100 рублей ФНС сообщит любому, не дисквалифицирован ли ваш директор

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Федеральная налоговая служба разработала порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц. Соответствующий приказ подписан и прошел регистрацию в Минюсте.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ Федеральная налоговая служба утвердила порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц. Соответствующий приказ подписан в начале марта, а сейчас он прошёл регистрацию в Минюсте. Документ подготовлен в целях обеспечения заинтересованных лиц информацией, содержащейся в реестре дисквалифицированных.

Сведения из реестра смогут получить все желающие, направив запрос.

Подробнее о предусмотренной приказом процедуре говорится на сайте ФНС России:

Информация из реестра дисквалифицированных лиц предоставляется всем заинтересованным лицам по их запросам в виде выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице (справки об отсутствии в Реестре информации о запрашиваемом лице, информационного письма о невозможности однозначно определить запрашиваемое лицо).Запрос, написанный на русском языке, должен содержать сведения как о запрашиваемом, так и о заинтересованном лицах. Также заявителю необходимо указать, каким образом ему удобнее получить информацию и оставить контактные данные.Бумажный запрос о предоставлении информации из Реестра представляется лично или направляется почтой в любой территориальный налоговый орган, независимо от адреса места нахождения (места жительства) заинтересованного лица или лица, о котором запрашиваются сведения.Запрос о предоставлении информации из Реестра также можно направить в электронной форме через официальный сайт ФНС России или Единый портал государственных и муниципальных услуг. В этом случае он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью лица, направившего запрос. Срок обработки запроса – не более 5 дней с момента получения.При получении выписки (справки, информационного письма) уполномоченный представитель юридического (физического) лица должен представить документ, подтверждающий его полномочия, и документ, удостоверяющий его личность.

Напомним, функции МВД РФ по ведению реестра дисквалифицированных лиц переданы ФНС. Соответствующие изменения, в частности, были внесены в постановление Правительства РФ “О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц”. Федеральная налоговая служба будет формировать и вести реестр с 1 января 2012 года. Он необходим для обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения информацией о таких лицах.Информация из реестра обойдется в 100 рублей. Органам государственной власти и местного самоуправления информация предоставляется бесплатно. Также не надо будет платить гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, если информация запрашивается в отношении себя. Одновременно с платным запросом нужно представить документ, подтверждающий оплату.Отметим, что понятие дисквалификации дано в статье 3.11 КоАП РФ:

1.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность дисквалификации, в частности, за следующие правонарушения:

  • нарушение законодательства о труде и об охране труда (статья 5.27);
  • незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (статья 5.53);
  • нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (статья 5.57);
  • нарушение порядка ценообразования (статья 14.6);
  • ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12);
  • неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13);
  • нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц (статья 14.25).

Организация уплатит штраф до 100 тысяч рублей за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление. Штрафные санкции ей грозят и в том случае, если она не прекратит действие контракта. Оштрафован будет и сам работник. Ответственность установлена статьей 14.23 КоАП.Добавим, что в Трудовом кодексе нет прямого указания на обязанность запрашивать у будущего руководителя организации информацию о дисквалификации. Вместе с тем это административное наказание служит основанием для прекращения трудового договора в соответствии со статьей 83 Трудового кодекса РФ.Приказ ФНС официально опубликован в “Российской газете” 30 мая. Он вступит в силу 10 июня.

Источник: https://ppt.ru/news/101321

Черная метка: честный бизнес начал страдать от борьбы с мошенниками

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Представьте себе ситуацию. Вы арендуете офис в большом столичном бизнес-центре, где таких компаний, как ваша, — десятки или даже сотни. Вы честно ведете бизнес и не нарушаете закон, но в один прекрасный день вас ошарашивает новость, что расчетный счет фирмы заблокирован.

Вы начинаете выяснять, в чем дело, и узнаете, что причина блокировки — недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.

А все потому, что для налоговой инспекции бизнес-центр — это и есть адрес массовой регистрации юридических лиц, а конкретное помещение, которое занимает организация в этом центре, в документах вы не указали.

В налоговой инспекции вам предлагают обжаловать решение о внесении отметки о недостоверности, но на это нужно время, а когда заблокирован счет и парализована работа фирмы, счет идет на часы.

Описанный случай — реальный. С такими проблемами организации в последнее время сталкиваются повсеместно.

Вы можете возразить, что ФНС сначала должна была уведомить организацию о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений, а только потом внести отметку в ЕГРЮЛ. Но кому-то закон не писан, а если писан, то не всегда уведомление доходит до адресата. Типично российские особенности работы почты никто не отменял.

А сколько у нас есть добросовестных компаний, которые «прописаны» в одном месте, а фактически работают в другом? Все они сейчас под ударом, так как ФНС проводит массовые проверки адресов регистрации юрлиц.

Уведомления о недостоверных сведениях, которые рассылают налоговики по фирмам, уже прозвали «письмами счастья». И хорошо, если организация такое письмо получила и отреагировала на него, избежав возможных проблем.

А если фирма не наладила получение корреспонденции с юридического адреса на фактический или такое уведомление ей не направляли, неприятные сюрпризы не заставят себя ждать.

Чем грозит отметка о недостоверности сведений

Отметка в ЕГРЮЛ чревата ликвидацией фирмы без суда. Такое право дали налоговикам поправки в закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу 1 сентября 2017 года. Теперь, если отметка о недостоверности в ЕГРЮЛ «висит» больше шести месяцев, налоговая инспекция начинает процедуру исключения компании из реестра.

Еще один случай из жизни. Генеральный директор организации, которая входит в группу компаний крупнейшего дистрибьютора посуды и хозяйственных товаров, решает стать руководителем новой организации, чтобы начать продажи в новом сегменте рынка. Он подает документы в налоговый орган и получает отказ.

Причина отказа — недостоверность сведений в ЕГРЮЛ по другой организации, в которой генеральный директор тоже является руководителем. Эта организация давно не вела деятельность, и в планах было начать процедуру ее ликвидации.

Выясняется, что отметку о недостоверности сведений внесли более пяти месяцев назад, а значит, компания оказалась на грани ликвидации по решению налогового органа.

Казалось бы, ничего страшного, ведь тут планы учредителей и налоговой инспекции совпали. Если бы не один неприятный момент: когда компанию ликвидируют в связи с недостоверными сведениями в ЕГРЮЛ, это влечет дисквалификацию руководителя на три года. Это значит, что герой этой истории не смог бы в течение этого срока занимать руководящие должности.

О том, что в ЕГРЮЛ есть отметка о недостоверности сведений, организация может узнать и от контрагентов, после того как те проверят компанию перед заключением важной сделки. А это уже грозит потерей деловой репутации и стратегических партнеров.

И это еще не все. «Черная метка» в ЕГРЮЛ грозит:

  • назначением налоговой проверки;
  • административной ответственностью;
  • отказом в регистрации новых юридических лиц директорам и учредителям;
  • усиленным контролем по счетам.

Как не стать жертвой административной машины

Единовременный аудит рисков компании и постоянный анализ ситуации — вот что поможет добросовестным налогоплательщикам не попасть под одну гребенку с теми, кто действительно заслуживает санкций.

Меры предосторожности, которые сведут риски к минимуму, состоят из шести шагов. Во-первых, если ваш офис находится в бизнес-центре, переговорите с арендодателем, чтобы он не сообщил ошибочно о вашем отсутствии по юридическому адресу. Заручитесь официальным письмом от него, что ваша организация действительно находится в этом центре и выполняет договорные обязательства.

На входе в бизнес-центр разместите табличку, где будет указано название организации и информация о ее расположении в центре. Такую же информацию разместите у входа непосредственно в ваше помещение.

Во-вторых, избегайте ситуаций, когда один и тот же человек является руководителем или учредителем пяти и более компаний. В третьих, не заключайте сделки с сомнительными контрагентами. Отдавайте предпочтение «материнским» организациям контрагентов или известным на рынке представительствам, дилерам.

В-третьих, регулярно отслеживайте информацию о вашей компании в ЕГРЮЛ. Назначьте ответственного, который ежедневно будет распечатывать выписку с соответствующего сайта. Это не займет много времени, но поможет избежать неприятных сюрпризов.

В-четвертых, придется наладить взаимодействие с налоговой инспекцией. Организуйте работу так, чтобы ни одно уведомление, требование, вызов или повестка от налоговых органов не остались без внимания и ответа. Так вы не пропустите момент, когда налоговая инспекция захочет получить от вас информацию, прежде чем вносить в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности.

Наконец, в-пятых, взаимодействуйте с банками, не игнорируйте запросы пояснений и документов. Как правило, банки запрашивают их, когда есть сомнения в законности операций. Лучше реагировать сразу и снимать все подозрения. Если проблема уже настигла, алгоритм действий зависит от того, как срочно нужно исправить ситуацию.

Внесение записи о недостоверности сведений, дисквалификация руководителя, запрет на совершение регистрационных действий — все это можно оспорить стандартными методами. Процесс займет время, но результат, скорее всего, будет в вашу пользу.

Но если речь идет о блокировке расчетного счета, нужно действовать быстро и комплексно. Мероприятия будут включать:

  • одновременное обращение в налоговые органы и банки. Сегодня решающее значение имеют не только документы, но и умение вести переговоры с банками и налоговыми органами;
  • обжалование решений;
  • обращение в суд;
  • принятие обеспечительных мер.

Шансы на успех будут гораздо выше, если вы обратитесь к профильному адвокату. Таких специалистов отличает знание налогового, корпоративного, банковского законодательства и, главное, наличие практического опыта.

Досудебная и судебная практики обжалований постоянно формируются и видоизменяются, «железобетонные» основания для отмены решений, которые помогали раньше, сегодня уже не работают.

Штатные юристы могут этого не знать, ведь им не приходится часто решать подобные проблемы и у них другие заботы.

Предупрежден, значит вооружен. Не пренебрегайте мерами предосторожности и не теряйте время, если проблема уже настигла.

  • Эпоха одноразовых вещей: почему все так быстро ломается

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/358693-chernaya-metka-chestnyy-biznes-nachal-stradat-ot-borby-s-moshennikami

Реестр дисквалифицированных лиц: чем опасен

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Около 10 тысяч экс-руководителей компаний находятся в Реестре дисквалифицированных лиц, который еще называют черным списком ФНС. Эти руководители лишены права занимать «топовые» должности на срок от полугода до 3 лет.

За какие правонарушения попадают в реестр дисквалифицированных лиц федеральной налоговой службы, чем грозит работодателю прием дисквалифицированного на руководящую должность? На эти и другие вопросы о реестре мы ответим в нашей статье.

В феврале 2014 года ФНС проинформировала общественность в письме № СА-4-14/2279 о том, что в России в сети Интернет в публичном доступе находятся данные о лицах, которые лишены права занимать управленческие должности на определенный судом срок.

Этот открытый список дисквалифицированных руководителей получил название Реестра дисквалифицированных лиц. Реестр размещен на официальном сайте ФНС России, по заданным параметрам можно проверить нахождение или отсутствие в нем любого гражданина РФ.

Реестр не является статичным, он постоянно пополняется новыми именами, одновременно из него исключаются данные о тех, у кого закончился срок дисквалификации.

9888 руководителей числятся в Реестре дисквалифицированных лиц (по данным на 06.12.2018 года).

Дисквалифицированные лица могут дорого обойтись

В армии руководителей примерно 10 тысяч дисквалифицированных «топов» – не такой уж и большой показатель.

Вероятность столкнуться с дисквалифицированным руководителем оценивается многими как невысокая, поэтому нередко работодатели не проверяют своих будущих управленцев по Реестру дисквалифицированных лиц.

А напрасно! Во-первых, за прием на работу дисквалифицированного лица предусмотрено прямое наказание «рублем», во-вторых, если компанией – вашим контрагентом руководит дисквалифицированное лицо, то вас могут ждать неприятности со стороны надзорных органов.

Какие последствия ждут тех, кто проигнорировал дисквалификацию:

  1. Если дисквалифицированное лицо управляет компанией в период срока дисквалификации, ему грозит административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
  2. Если работодатель заключает с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом, то юрлицу грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей.
  3. Если руководитель компании-контрагента окажется дисквалифицированным лицом, то вас могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. А это, в свою очередь, грозит проверкам со стороны надзорных органов, доначислением налога на прибыль и т.п. Также договор, подписанный дисквалифицированным лицом, может быть оспорен в суде.

За что и на сколько попадают в список дисквалифицированных лиц

Дисквалификация физлица – это вид административного наказания. Дисквалификация лишает управленца права находиться в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет директоров или наблюдательный совет, занимать должность руководителя юрлица.

Решение о дисквалификации выносится мировыми судьями. Наказание за дисквалификацию предусмотрено сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Анализ Реестра дисквалифицированных лиц показывает, что чаще всего суды лишают права управлять предприятием на 1-2 года. Самое мягкое наказание – дисквалификация на полгода – встречается крайне редко.

Самое строгое наказание – дисквалификация «по полной» на 3 года – встречается тоже не часто, но все же больше, чем дисквалификация на полгода.

За что чаще всего лишают права управлять предприятием:

  • Повторное или многократное нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Должностное лицо не предоставило сведения или предоставило заведомо ложные сведения об ИП или юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Должностное лицо нарушило законодательство о труде и об охране труда, если ранее это лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение.
  • Должностное лицо не выполнило в срок законное предписание (решение, представление, постановление) служб, осуществляющих государственный или муниципальный надзор и контроль.

В Реестре дисквалифицированных лиц содержатся следующие данные о дисквалифицированном лице:

  • ФИО, дата и место рождения дисквалифицированного лица,
  • должность дисквалифицированного лица,
  • название организации, в которой дисквалифицированное лицо совершило правонарушение,
  • статья КоАП РФ, по которой совершено правонарушение,
  • название структуры, составившей протокол об административном правонарушении,
  • ФИО и должность судьи, вынесшего постановление о дисквалификации,v
  • срок дисквалификации,
  • уточнение срока дисквалификации с конкретными датами «от» и «до».

Как проверить на дисквалификацию в «ручном» режиме

Реестр дисквалифицированных лиц находится в недрах сайта налоговой инспекции, получить информацию из него можно при помощи специального поискового сервиса сайта ФНС.

Для этого в нем нужно указать данные физлица (ФИО, дату рождение, название организации, ИНН организации).

В случае отсутствия реквизитов, выдается весь список дисквалифицированных лиц, который, к слову, обновляется ежедневно.

За электронные сведения из реестра дисквалифицированных лиц плата не берется, а вот данные на бумаге стоят 100 рублей.

Получить бумажную справку об отсутствии дисквалифицированных лиц или же справку о внесении в реестр физлица нужно на основании запроса.

Запрос может быть отправлен в электронном виде через сайт ФНС, представлен в налоговую лично или по почте в любую территориальную инспекцию.

На основании запроса в течение пяти рабочих дней налоговики должны подготовить документ. Это может быть справка об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц либо выписка из реестра.

Выписка из реестра дисквалифицированных лиц

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о компаниях», который «автоматом» проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов – на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты. Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

Источник: https://www.abt.ru/info/articles/reestr-diskvalifitsirovannykh-lits-chem-opasen/

Сергей Аракелов: имущество банкротов продается на торгах за 19-21% от рыночной стоимости

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Заметна активизация деятельности ФНС в банкротстве. С чем это связано?

— В последние годы внедрен риск-ориентированный подход при проведении налогового контроля. Мы уменьшили количество налоговых проверок и проводим их только в отношении тех, кто нарушает закон,— ежегодно число выездных проверок сокращается на 30%.

Но при этом поступления от контрольной работы увеличиваются, потому что мы идем на проверку осознанно, зная, что именно будем проверять и за счет чего взыскивать. Повышается обоснованность доначислений — сейчас где-то около 80% сумм мы выигрываем по налоговым спорам.

Этому способствовало также введение досудебного обжалования — судебные споры у нас за все это время сократились в три раза. Но не всегда, когда суд принимает решение в пользу налогового органа, деньги поступают в бюджет.

Почему не поступают?

— Мы стали анализировать — немало долгов уходит в банкротство. А в рамках банкротства мы получали только 3-5% от суммы требований в реестре кредиторов. У других системных кредиторов этот процент существенно больше.

И мы главной задачей поставили сделать каждую процедуру банкротства экономически эффективной для бюджета. Банкротство — нормальная процедура для экономики, но только если она проходит по закону, без злоупотреблений, если она не направлена на уклонение от налогообложения.

Для того чтобы такую возможность исключить, мы сделали банкротство частью единого механизма налогового контроля. В октябре прошлого года в ФНС было создано специализированное управление по работе с банкротством, в регионах деятельность по банкротству теперь централизована на уровне управлений по субъектам.

Одно из ключевых направлений новой концепции деятельности этих подразделений — вести точечную работу по проблемным налогоплательщикам.

Кого и когда вы относите к проблемным?

— Когда в ходе проведенной проверки мы выявили схему ухода от налогообложения, эта схема в рамках налогового спора подтверждена судом и компания не платит, или мы заранее видим угрозы неуплаты.

Подготовка к возможному банкротству поэтому идет с самого начала налоговых проверок. Задача здесь — рассмотреть вопросы наличия активов, определить реальных бенефициаров, выявить признаки вывода имущества, незаконных сделок.

С другой стороны, если мы все проанализировали и активов у должника нет, мы действуем без процедуры банкротства.

То есть количество инициированных ФНС банкротств компаний уменьшилось?

— Да, в 2,6 раза — 2675 заявлений за прошедшие полгода. Мы стали инициировать процедуры только там, где мы видим возможность реального поступления денежных средств.

А что делаете, если нет активов?

— Мы работаем с контролирующими и взаимозависимыми лицами. Действуем как в рамках Налогового кодекса, так и используя закон о банкротстве. У нас уже больше 100 дел в судах по взысканию с зависимых лиц по п. 2 ст. 45 Налогового кодекса.

Это, например, дела, когда налогоплательщик перестает платить в бюджет и при этом переводит бизнес на новую организацию. Из рассмотренных дел мы выиграли почти все, то есть уже создана устойчивая судебная практика.

Также мы привлекаем к субсидиарной ответственности в рамках закона о банкротстве истинных виновников банкротства — выгодоприобретателей от деятельности должника.

Тут вот что важно: если будет неизбежным взыскание всех неуплаченных в нарушение закона налогов, такое поведение перестанет иметь экономический смысл. Есть очевидные результаты. В целом уже реально поступило в бюджет от таких процедур около 1 млрд руб.

Для номинальных же руководителей будут действовать инициированные ФНС изменения в законодательство об административной ответственности — за неисполнение решения о привлечении к субсидиарной ответственности их станут дисквалифицировать, а значит, они не будут повторно использованы в схемах со списанием долгов. Уже есть вступившие в силу судебные акты о дисквалификации.

Поправки в закон о банкротстве в части субсидиарной ответственности, которые вступят в силу в сентябре, окажутся для вас в этом смысле полезными?

— Изменения вводят прямое указание на должностные или родственные связи как основание для вывода о возможности определять действия должника.

Введена презумпция вины для целей субсидиарной ответственности в отношении директоров организаций в случае возникновения основной части долга в результате доказанных налоговых нарушений. Увеличен период привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц с двух до трех лет.

Я думаю, что это правильные шаги. Кроме этого, поправки увеличили срок включения в реестр требований кредиторов на шесть месяцев на основании судебного решения или решения госоргана.

Я так понимаю, это увеличение срока в первую очередь важно именно для налоговых органов?

— Безусловно. В двухмесячный срок, который был, мы не могли реально проверить налогоплательщика, то есть мы понимали, что есть неуплаченный налог, но не успевали провести проверку. На необходимые процедуры может уходить до года — мы не всегда успевали включиться в реестр кредиторов. И многие использовали эту ситуацию как некую схему по неуплате налогов.

Какие еще изменения в банкротном законодательстве вы бы отметили?

— Идет работа против неэффективности торгов. Введено право кредиторов самостоятельно утверждать условия проведения торгов, в том числе способы опубликования информации, право изменять состав лотов. Это позволит продавать конкурсную массу по наиболее высокой цене.

Кроме того, налоговые платежи получили дополнительную защиту от оспаривания в банкротстве — в случае осуществления платежа либо его взыскания в срок и в размерах, установленных законом, они не могут быть оспорены как сделки с предпочтением.

Изменено понятие эксплуатационных платежей — из их состава исключены платежи, направленные на ведение хозяйственной деятельности и не связанные с обеспечением сохранности имущества должника. Также упорядочено регулирование процедуры отступного — для него нужно погасить долги перед бюджетом.

Теперь будет исключено проведение в банкротстве неэффективных торгов с последующим получением имущества отступным без участия государства ввиду запрета пополнения бюджета в неденежном виде.

С октября 2015 года возможность банкротиться получили все российские граждане. Мы заметили, что налоговая служба очень редко подает на банкротство физлиц.

— Да, это так. Массовых банкротств по нашим заявлениям не будет. Всего мы инициировали около 500 процедур.

Главное в нашем подходе — на банкротство мы подаем, только если видим, что физическое лицо предпочитает уклоняться от обязательств, хотя может расплатиться с бюджетом, у него есть доходы и имущество.

Подаем мы на банкротство и по явно недобросовестным должникам — например, лицам, не исполняющим обязательства по субсидиарной ответственности, или арбитражным управляющим, не погашающим убытки.

Суды вас поддерживают?

— Отмечу рост положительной судебной практики, направленной на противодействие злоупотреблениям в банкротстве. Так, Верховный суд России по делу ООО “Инком” указал на необоснованность освобождения контролирующего лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, от обязанности подтверждения своей добросовестности.

В этом деле налоговый орган доказал вывод средств в пользу бенефициара организации-банкрота. Суд указал на то, что обосновывать наличие у подобных сделок деловой цели должно само контролирующее лицо.

По вопросам торгов в банкротстве Верховный суд сформулировал базовый принцип: недопустимы условия торгов, не соответствующие интересу кредиторов продать конкурсную массу по максимальной цене. Этот принцип был впоследствии закреплен в законе.

В ситуации, когда судами ежегодно устанавливается более 4 тыс. случаев нарушений закона управляющими, что-то нужно было менять

Как вы взаимодействуете с арбитражными управляющими в банкротстве?

— Что касается их действий по реализации имущества, мы провели анализ и выяснили, что имущество банкротов продается на торгах за 19-21% от рыночной стоимости.

В такой ситуации трудно говорить, что процедура банкротства ведется арбитражным управляющим качественно.

Поэтому можно только приветствовать все поправки, которые повысили мотивацию арбитражных управляющих и их СРО к соблюдению закона.

То есть, на ваш взгляд, введение для них в КоАП дисквалификации за любое повторное нарушение оправданно?

— Дисквалификация, я считаю, не только оправданна, но в определенных случаях просто необходима. Если управляющий уже привлечен к ответственности, но года не проходит, как совершается еще одно нарушение закона, которое не признано судом малозначительным, должно быть серьезное наказание.

В ситуации, когда судами ежегодно устанавливается более 4 тыс. случаев нарушений закона управляющими, что-то нужно было менять.

При этом когда начались разговоры о том, что может возникнуть ситуация с дисквалификацией за какие-то мелкие нарушения, мы направили письмо всем территориальным органам и сказали, что по несущественным нарушениям, не причиняющим ущерба, выходить с вопросом об ответственности нельзя.

А суды, на наш взгляд, довольно сбалансированно применяют новые нормы. Поэтому можно только приветствовать все нововведения закона 391-ФЗ, которые повысили мотивацию арбитражных управляющих и их СРО к соблюдению закона.

Но есть случаи, когда управляющие из-за ужесточения ответственности решили уйти из профессии…

— Это не так: по статистике ЕФРСБ, за период с начала действия закона по настоящее время количество арбитражных управляющих не уменьшилось, а выросло почти на тысячу человек. Таким образом, если новые нормы об ответственности у кого-то и вызвали нежелание быть управляющим, то это явно не общая тенденция.

Есть ли шансы у СРО, один из управляющих которой был дисквалифицирован, на то, что ФНС выберет это СРО для ведения процедуры банкротства?

— Да. Если СРО самостоятельно выявит нарушение и поводом для дисквалификации станет обращение самой СРО. Такие меры дополнительно должны давать понимание, что СРО — не механическое объединение лиц, она должна быть общностью совместной профессиональной деятельности на основе согласованных стандартов, правил, профессиональной этики.

СРО имеют рычаги воздействия на своих членов, в том числе дисциплинарные, вплоть до исключения. В связи с этим наличие в СРО управляющих, пренебрегающих законом, должно быть предметом заботы самой СРО. За последние полгода мы проанализировали деятельность арбитражных управляющих, их результативность, и у нас есть представление о каждом из них.

То же должны сделать и СРО.

Изменения в работе налоговых органов по банкротству уже дали какой-то результат?

— Да, если на протяжении последних пяти лет до изменений государство получало 20-28 млрд руб. от банкротства в год, то за это полугодие в бюджет уже поступило более 31 млрд руб. Это стало результатом комплексной реализации концепции экономической эффективности банкротства.

И часть этой концепции состоит в том, что ответственность призвана воздействовать на недобросовестных должников. А для тех, кто признает законные обязательства перед государством и готов их погашать, налоговая служба готова рассматривать варианты, по которым долги платятся с отсрочкой, по графику. В банкротстве это достигается посредством заключения мирового соглашения.

Заключение мировых соглашений в делах о банкротстве сейчас — один из приоритетов ФНС России.

И каков объем поступлений по соглашениям с должниками?

— В первом полугодии 2016 года заключено мировых соглашений в отношении 280 должников почти на 3 млрд руб., и по ним уже поступило в бюджет около 200 млн руб.— это в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Согласительные процедуры, которые позволяют избежать ликвидации должника и признания его банкротом, проводятся и другими способами.

Так, на стадии подачи заявления о признании должника банкротом налоговые органы извещают его о перспективах и негативных последствиях банкротства, в том числе о возможной ответственности бенефициаров должника. Это позволяет предупредить попытки злоупотреблений. Получив такой сигнал от налогового органа, многие предпочитают расплатиться с государством.

На сколько дается отсрочка по мировому соглашению?

— На срок от года до трех лет. У нас нет задачи обанкротить, ликвидировать предприятие, напротив, мы заинтересованы в том, чтобы оно продолжило работать. Мы видим в этом большой потенциал для экономики.

Те, кто не смог вовремя расплатиться с бюджетом или ошибся при исчислении налогов, кто хочет погасить долг, но не может сделать это немедленно, должны иметь шанс на рассрочку. Это не только выгодно для бюджета, но и важно с социальной точки зрения, поскольку сохраняются рабочие места.

Поэтому и вне процедур банкротства ФНС также в ряде случаев согласовывает предоставление рассрочки в судах. За последний год таких рассрочек предоставлено на 7,5 млрд руб., и 1,7 млрд из них уже погашено.

Возможность получить эти деньги чем-то гарантирована?

— Обеспечением в виде залога, банковских гарантий, поручительства. Без этого мы, как правило, не предоставляем отсрочек или рассрочек. Просто раньше мы не пользовались этим в достаточной мере, а сейчас подходим к вопросу более прагматично — лучше позже, но все-таки получить деньги в бюджет.

Не повредит ли бизнесу такая активность ФНС в сфере банкротства?

— Уверен, что повышение эффективности банкротства для кредиторов значительно оздоровит институт банкротства в целом. Экономике важно, чтобы все знали: не удастся уклониться от исполнения законно установленных обязательств, списать долги без значимых негативных последствий.

Более того, сейчас есть запрос законопослушного бизнеса об устранении государством конкурентных преимуществ, которые получают недобросовестные лица, не платящие налогов. К тому же, если куда менее популярными станут криминальные банкротства, будет гораздо больше доверия в деловой среде.

Оздоровятся и сами процедуры банкротства, поскольку повысится мотивация должников к сохранению предприятий, продолжению их деятельности, к поискам путей финансового оздоровления.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3075794

Чёрная метка от ФНС, или как исключают из ЕГРЮЛ

Проверить директора на дисквалификацию федеральная налоговая служба

Начиная с 2016 года налоговые инспекции выявили:

  • 285 тысяч компаний, имеющих массового руководителя;
  • 160 тысяч организаций, созданных массовыми учредителями;
  • 530 тысяч юридических лиц, зарегистрированных на массовый адрес.

Казалось бы, ну и поделом, какое отношение это имеет к нормальным компаниям, у которых нет ни одного из этих признаков?

Тем более, что ФНС поспешила заверить: «При этом компаниям, сведения о которых в ЕГРЮЛ соответствуют действительности, беспокоиться не стоит. Добросовестные компании только выиграют от повышения качества информации, вносимой в Реестр – ведь именно здесь они могут получить актуальную и достоверную информацию о своих контрагентах».

Но не торопитесь с выводами, потому что реальная угроза для честно работающего бизнеса всё-таки существует. Да и само количество выявленных юридических лиц с недостоверными признаками (сотни тысяч на фоне менее 4 миллионов зарегистрированных организаций) тоже вызывает определённое сомнение.

Кому не верит ФНС

Для начала о том, какие сведения о компании признаются недостоверными. Налоговая служба этого не скрывает и даже выражает степень недоверия конкретными цифрами (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126).

То есть, если директор руководит пятью организациями, созданными после 01.08.2016, это нормально. Если же он намерен получить бразды правления над шестой компанией, то это уже too much.

Кроме того, запись о недостоверности сведений будет внесена в реестр, если руководитель дисквалифицирован или числится умершим (в том, что это может быть тёзка здравствующего директора, ФНС разбираться особо не спешит).

В целом, эти требования налоговиков выглядят разумными. Надо только проверить на массовость юридический адрес своей компании и допросить директора на предмет количества вверенных ему организаций. Нелишне также вспомнить, нет ли у вас в анамнезе каких-нибудь ООО-шек, созданных в одну из весёлых пятниц, и про которые вы и думать забыли.

Но шутки заканчиваются, когда уведомление о необходимости представить достоверные сведения получает компания, не имеющая ни одного из перечисленных выше признаков. Оказывается, налоговики не обнаружили организацию по юридическому адресу, что также является признаком недостоверности.

Как такое может быть, если фирма реально существует, работает в арендованном или собственном помещении, имеет работников и платит налоги? Проблема в этом случае связана с очень буквальным толкованием фискалами норм закона.

Где живёт ООО

Читаем статью 54 ГК РФ и делаем вывод: юридический адрес организации – это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (директора, президента, управляющего).

Из этого следует, что адресом ООО является не место фактического ведения бизнеса (офис, магазин, цех, склад) и не место нахождения имущества компании.

Юридический адрес – это то место в пространстве, где физически должен находиться директор.

Причём, по логике налоговиков, если руководитель по адресу, указанному в ЕРГЮЛ, на момент проверки сведений отсутствовал, значит, юридический адрес организации недостоверен.

При этом, заменить единоличный исполнительный орган не может ни его заместитель, ни бухгалтер, ни секретарь, ни другие официально оформленные работники. Директора нет на месте – значит, организация по юридическому адресу не находится.

Потрясающая логика, которую, увы, очень трудно оспорить. Из опыта наших коллег – письмо с требованием представить достоверные сведения об юридическом адресе получила компания, которая 20(!) лет находится на одном месте. Естественно, что за это время налоговики не раз оказывались по этому адресу и прекрасно знали о реальности местонахождения ООО.

Вопрос – должен ли руководитель всё рабочее время находится в кабинете? Вправе ли он отлучаться для исполнения служебных обязанностей? Можно ли признать, что при перемещении директора в пространстве вместе с ним перемещается юридическое лицо? Какое подтверждение юридического адреса ООО необходимо предоставить?

Звучит как бред, но мантра налоговиков именно такова: «Уведомляем о необходимости представить достоверные сведения в связи с отсутствием постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по заявленному при государственной регистрации адресу».

Однажды внести ясность в эти вопросы попытался Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 г. № 61. Суд считает, что адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.

Как видим, суд внятно указал, что юридический адрес должен всего лишь обеспечивать возможность связи с организацией, и не более того. Но такой понятный и практичный вывод ФНС почему-то не устраивает.

Что делать, если вы получили уведомление от ИФНС

Если вы получили от своей инспекции уведомление о необходимости представить достоверные сведения об организации, на это надо немедленно отреагировать. Нельзя просто посчитать это письмо пустой бумажкой, потому что последствия внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности регистрационных сведений весьма серьёзны. О них мы расскажем ниже.

В уведомлении указывается, какие именно сведения (руководитель, учредитель или адрес) вызвали сомнения в достоверности. Чаще всего это бывает именно юридический адрес ООО.

Причём, налоговики не обязаны сообщать в уведомлении, на основании чего они пришли к такому выводу. Формально для проверки достоверности юридического адреса не надо оповещать руководителя или собственника помещения.

Достаточно визита с двумя понятыми или даже без них, но при наличии видеозаписи. Можно обойтись и вообще без осмотра офиса, а просто принять во внимание информацию и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа (статья 9 (4.

2) закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Итак, если с адресом действительно всё в порядке, то можно попытаться доказать его достоверность путем представления:

  • договора аренды помещения;
  • платёжных документов о внесении арендной платы;
  • свидетельства о собственности на объект;
  • заверения собственника о том, что компания занимает принадлежащее ему помещение;
  • писем от государственных органов, которые дошли до ООО, несмотря на «недостоверность адреса»;
  • скринов или фотографий рекламы в СМИ, где указан юридический адрес;
  • фотографий офиса, вывески на двери, наружной рекламы;
  • пояснений контрагентов о том, что компания действительно работает по указанному адресу;
  • пояснений руководителя, что в определённые даты он находился в командировке/отпуске/на больничном, поэтому отсутствовал на рабочем месте.

Представлять эти пояснения лучше лично, записавшись на приём к начальнику ИФНС или хотя бы к своему инспектору. Срок исполнения требования налоговиков всего 30 дней, поэтому лучше не рисковать и не доверять документы почте. Да и при личном визите проще добиться какого-то внятного объяснения от чиновников.

Увы, но ничего из этого может быть не принято во внимание, и тогда лучшесменить юридический адрес на другой, но в том же муниципальном образовании (иначе в 30 дней вы не уложитесь).

Необязательно при этом реально переезжать на другое место.

После регистрации нового юридического адреса на прежний адрес, где фактически продолжается ведение бизнеса, надо зарегистрировать обособленное подразделение.

Да, новый адрес тоже может впоследствии не устроить налоговиков, но на какое-то время вопрос будет решён. Можно также обратиться за разъяснениями в вышестоящую инспекцию, но не всегда это получится сделать в 30-дневный срок.

Что произойдёт после внесения сведений о недостоверности в ЕРГЮЛ

Если, несмотря на все ваши старания (или, наоборот, игнорирование требований инспекции), запись о недостоверности сведений всё-таки внесена в реестр, то возможны следующие последствия:

  1. По настоятельной просьбе ИФНС (письмо в банк) расчётный счёт организации будет заблокирован. Новый при этом открыть невозможно.
  2. С руководителя организации взыскивается штраф по статье 14.25 КоАП РФ в размере от 5 до 10 тысяч с возможностью дисквалификации.
  3. В компанию может прийти выездная налоговая проверка, которая в 90% случаев заканчивается доначислением налогов.
  4. Участник, имеющий не менее 50% доли в уставном капитале, и директор организации с меткой о недостоверности, в течение трёх лет не смогут создать новую компанию или руководить ею.
  5. У контрагентов возникнут сложности с подтверждением расходов по совершённым с компанией сделкам, из-за чего они прекратят сотрудничество.
  6. Через полгода после внесения записи о недостоверности юридическое лицо исключается из ЕГРЮЛ.

Интересно, что в недавнем интервью журналу «Экономика и жизнь» начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Григорьевич Колесников сообщил, что «…порядок исключения юридических лиц, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности, пока находится в стадии проработки».

Фактически, ФНС расписалась в том, что у неё нет никакого плана действий в отношении организаций, получивших метку о недостоверности сведений.

Действительно, если работающую чистую компанию исключают из ЕГРЮЛ по такому основанию, как отсутствие связи с директором или номера офиса в юридическом адресе, то возникает множество вопросов:

  • что делать с имуществом ООО;
  • кто будет отвечать по действующим обязательствам компании, в том числе, по налоговым;
  • как исполнить эти обязательства, даже при наличии денег в кассе, ведь расчётный счёт заблокирован, а новый не откроют;
  • в каком порядке увольнять штат (иногда нанятый с большим трудом);
  • кто в ответе за убытки учредителей из-за невозможности работать и т.д.

А поскольку ответов на эти вопросы нет, господин Колесников полагает, что до реального исключения дело не дойдет: «Но как уже отмечалось, не надо доводить ситуацию до риска исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Если организация действующая, то времени для изменения сведений на достоверные у нее будет достаточно».

То есть, мы немножечко разрушим ваш бизнес, но надеемся, что вы как-нибудь выкрутитесь…

Конечно, такие действия налоговиков можно и нужно обжаловать в суде. В какой-то момент, когда количество выигранных юридическими лицами дел станет критическим, маятник качнётся обратно, и налоговиков призовут к порядку. Вопрос только, насколько разрушительными для бизнеса могут оказаться последствия такой вольности чиновников.

О других подводных камнях регистрации и ведения своего бизнеса читайте в наших статьях:

И, если со своими планами по регистрации ООО или ИП вы уже определились, то мы будем вам полезным своим бесплатным сервисом по подготовке документов для регистрации ООО и по регистрации ИП.

Источник: https://spark.ru/startup/bizstart-regberry/blog/33286/chyornaya-metka-ot-fns-ili-kak-isklyuchayut-iz-egryul

Адвокат Аврамов
Добавить комментарий