Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

История становления и развития конфликтологии в мире и в России

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

Как наука конфликтология возникла совсем недавно, это наука 20 – го века, но внимание к конфликтам и попытки изучения их влияния на человека и общество, поиски эффективных средств разрешения конфликтов имеют глубокую историю.

О конфликтах писали еще древние мудрецы. Одни осуждали столкновения, ссоры между людьми и советовали их избегать, другие, наоборот, подчеркивали, что в “спорах рождается истина”, а столкновения и противоречия являются движущей силой любого изменения и развития.

“Должно знать, что война общепринята, что вражда – обычный порядок вещей и что все возникает через вражду, ” – утверждал Гераклит. “Силой не делай ничего, ” – полагал Хилон.

Противоречия в обществе и мышлении, столкновение противоположных желаний и мотивов в человеческом сознании, борьба между людьми, социальными группами, государственными образованиями – все это было предметом размышления древних мыслителей на протяжении веков.

Немало глубоких и интересных мыслей о роли конфликтов в общественном развитии можно найти у Р. Декарта, Ф. Бэкона, Дж. Локка, И. Канта, В. Соловьева, Н. Бердяева – философов, которые в свое время уделяли большое внимание данной проблематике.

Однако вплоть до 20 – го века конфликт рассматривался в общем плане – как одно из проявлений противоречия, например, Ч. Дарвин отводил ведущую роль биологическому конфликту в своей теории естественного отбора, Клаузевиц изучал военные конфликты, З. Фрейд исследовал конфликт между сознательным и бессознательным, К.

Маркс придавал решающее значение классовым конфликтам в истории человечества, драматический конфликт занимает важное место в  искусствоведении и т. д.

Таким образом, вплоть до 20 – го века конфликт как таковой в его общих чертах не был специальным предметом исследования. Специфика конфликта, как явления человеческой жизни, оставалась вне поля зрения науки. Изучались лишь частные проявления конфликта как явления типичного для различных областей человеческой жизни, но не общие свойства конфликтов.

Интерес к общей концепции конфликта возник уже в конце 19 – го века в социологии. Большой вклад в теорию конфликта внесли Г. Спенсер, М. Вебер, Л. Гумплович. Они рассматривали конфликт как один из главных стимулов социального развития.

Окончательно социология конфликта сложилась как относительно самостоятельное направление к концу 1950 – х гг. благодаря исследованиям Р. Дарендорфа (Германия) “Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе” и Л. Козера (США) “Функции социальных конфликтов”.

Р. Дарендорф категорию конфликта делает центральной в социологии. Человеческое общество изображается им как система взаимодействий между конфликтующими социальными группами. Конфликты неизбежны и необходимы, по мнению ученого.

Р. Дарендорф выделяет конфликты разных уровней (всего 15 уровней):

1 конфликты между несогласующимися ожиданиями, которые предъявляются к носителям какой-либо социальной роли,

2 конфликты между социальными ролями,

3 внутригрупповые конфликты,

4 конфликты между социальными группами,

5 конфликты на уровне общества в целом,

6 межгосударственные конфликты и так далее.

Р. Дарендорф отмечает, что в современном обществе конфликты становятся более разнообразными и вместе с тем утверждаются принципы плюрализма и демократии, на основе которых создаются механизмы “канализации” социальных конфликтов, урегулирование их в русле согласительных процедур.

Л. Козер в своей книге выделяет два типа общества – закрытое (ригидное, унитарное) и открытое (плюралистическое). Общества закрытые расколоты на два враждебных лагеря или класса, конфликт между которыми подрывает общественное согласие и грозит разрушить социальный порядок насильственным путем.

В открытых обществах сосуществует множество конфликтов между различными слоями и группами населения, но имеются институты, оберегающие общественное согласие и обращающие энергию конфликтов на пользу обществу. Это возможно по причине того, что социальные конфликты могут выполнять двоякую роль – негативную (деструктивную) и позитивную (конструктивную).

Задача общества и его институтов состоит в том, чтобы ограничить негативные проявления и использовать позитивные.

Л. Козер к основным негативным функциям конфликта отнес:

1 ухудшение социального климата, снижение производительности труда,

2 неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга,

3 дух конфронтации в обществе, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремится больше к победе, во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодоление разногласий,

4 эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта.

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

1 конфликт не дает сложившейся системе закостенеть и толкает ее к изменениям и развитию,

2 играет информационную роль,

3 стимулирует активность людей,

4 развивает личность, помогает осознать людям свою значимость, выявляет человеческие достоинства и недостатки, 

5 снимает напряжение и дает ему выход,

6 служит диагностическим средством и другое.

Актуальность и социальная значимость конфликта привлекает к этой проблеме национальные и международные организации.

Под эгидой ЮНЕСКО проводятся заседания Социологической Ассоциации, в 1960 году в США в Мичиганском университете был создан Центр по исследованию конфликтных ситуаций, после этого и в других странах мира стали возникать специальные научные организации, цель которых изучение конфликтов. С 1970 – х годов в США разворачивается деятельность конфликтологических центров, в том числе при военных и разведывательных организациях.

С середины 20 – ого века изучение конфликтов стало приобретать практическую направленность. На первый план вышел вопрос о средствах и способах улаживания конфликтов. Начались поиски эффективных конкретных методик разрешения конфликтов.

С 1960 – х годов резко возрастает число работ психологической направленности по конфликтологии.

Наряду с социологией конфликта появляется еще одно направление, которое получило название психология конфликта, концентрирующееся на анализе внутриличностных и межличностных противоречий и на вопросах прикладного характера – поиска психологических средств, способствующих разрешению конфликтов.

Большой вклад в исследование психологии конфликта внесли М. Шериф, Р. Доз, М. Дойч, Дж. Скотт и другие современные ученые.

Результатом деятельности психологов явилась система обучения искусству управления конфликтом, разработана переговорная методика разрешения конфликта Дж. Скоттом, Х. Корнелиусом, Г. Келманом и другими, Гарвардский метод “принципиальных переговоров Р.

Фишером и У. Юри, методика переговоров с участием посредника – медиация В. Линкольном, Л. Томпсоном, Р. Рубином и другими.

Создание эффективных методов разрешения конфликтов привело к тому, что во многих странах появились специалисты – практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного переговорного процесса. В 1986 году был организован Международный центр разрешения конфликтов в Австралии.

В нашей стране конфликтология долгое время не развивалась, так как проблема конфликтов рассматривалась в рамках  господствующей марксистской идеологии как критика пороков капитализма.

С 1920 – х годов до конца 1940 – годов никакой работы по изучению конфликтов не велось.

Но, уже начиная с 1950 – х годов стали появляться работы, касающиеся отдельных видов конфликта – в произведениях искусства, в педагогическом процессе, спорте, семейных отношениях и т. д., но общая теория конфликта оставалась под запретом.

Освобождение научной мысли из-под идеологического контроля в 1990 – х годах привело к бурному подъему конфликтологических исследований в стране, к анализу зарубежного опыта, появляются оригинальные теоретические и практические разработки российских конфликтологов.

В 1990 – х годах в страну пришла практика медиаторства, большую роль сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в ее рамках было организовано обучение российских медиаторов.

В 1994 году в Санкт – Петербурге открыт первый в России Центр по разрешению конфликтов, а в 1997 году создан Клуб Конфликтологов, объединивший профессиональных медиаторов России.

В 1998 году был создан Центр разрешения конфликтов в Калуге, планируется открытие подобных центров и в других городах России.

Источник: https://students-library.com/library/read/34365-istoria-stanovlenia-i-razvitia-konfliktologii-v-mire-i-v-rossii

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан: в 1972 г. в США;

в 1986 г. в Австралии;
в 1989 г. в Германии;

в 1985 г. Швейцарии; в 1992 г. в России.

В России центр по разрешению конфликтов был создан:

в Москве в 1992 г.;

в Санкт-Петербурге в 1993 г.;
в Сочи в 1995 г.;

во Владивостоке в 1993 г.; в Твери в 1998 г.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;
наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;
наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;
наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях; наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Курт Левин объясняет конфликты с теории

социометрии

организационных систем

групповой динамики

коллективного бессознательного

Конфликты это пересечения транзакций «Родитель», «ребенок», «взрослый» – состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой является

Карл Юнг

Эрик Эриксрн

Эрик Берн

Карен Хорни

Что понимается под тождественностью человека самому себе –

целеустремленность

психозащита

идентичность

социализированность

Какой науке отводится основополагающая роль в становлении конфликтологии?

медицине

психологии

политологии

все варианты верны

В какой из трех перечисленных этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках других наук?

I период: до 1924

II период: 1924 -1992

III период: после 1992

Какое отношение к конфликтологии имеют психология, социология, политология, военные науки, география, искусствоведение, история, медицина, педагогика, правоведение, филология, философия, экономика?

никакого отношения

учебные дисциплины

отрасли отечественной конфликтологии

все варианты верны

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Что из перечисленного ниже входит в цели отечественной конфликтологии?

Создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществе

Интенсивное развитие конфликтологической теории – исследование всех конфликтов, выступающих объектом науки

Организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

Все варианты верны

Противоречие, являющееся основой конфликта – это

материальная ценность

объект конфликта

предмет конфликта

субъект конфликта

Наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся негативными эмоциями – это

предконфликтная ситуация

конфлитоген

дискуссия

конфликт

Процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению отражает

объект конфликта

темперамент участников конфликта

завершение конфликта

динамика конфликта

Создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –

разрешение конфликта

завершение конфликта

предупреждение конфликта

деструктивные последствия

Что является основанием для деления конфликтов на семейные, производственные, бытовые, политические?

длительность конфликта

интенсивность

конфликтогены

сфера жизнедеятельности

Кому принадлежит фраза: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:

Конфуцию;
Гераклиту;
Платону

Аристотелю.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

Конфликт в переводе с латинского означает: соглашение;

столкновение;
существование:

противоборство.

Конфликт как особый тип социального взаимодействия рассматривается в:

психологии; социологии;

политологии
педагогике.

Ситуация скрытого или открытого противостояния двух или более сторон-участниц называется:

конфликтными отношениями;
конфликтной ситуацией;

конфлитогеном

инцидентом.

Конфликт равен:

конфликтная ситуация + инцидент;
конфликтные отношения + конфликтная ситуация; конфликтные отношения + инцидент.

По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):

межличностные; межгрупповые; классовые; межгосударственные; межнациональные; внутриличностные.

Особым типом конфликта, целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам называется:

конфронтация; соперничество; конкуренция все правильно.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 5

Основными моделями поведения личности в конфликте являются (исключите лишнее): а) конструктивная модель;

б) деструктивная;

в) конформистская; нонконформистская.

Какому типу конфликтной личности принадлежат следующие характеристики: неустойчив в оценках и мнениях, обладает легкой внушаемостью, внутренне противоречив, непоследовательность поведения, недостаточно хорошо видит перспективу, зависит от мнения окружающих, не обладает достаточной силой воли, излишне стремится к компромиссу:

ригидному;

сверхточному;

гиперактивному

«бесконфликтному».

Вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями, называется:

манипуляцией;

Просьбой;

суггестией; гипнозом.

Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия, называется:

конфликтом;
конкуренцией;

войной
соревнованием.

Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

К. Маркса и Ф. Энгельса; П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;
В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотта;

Р. Фишера, У. Юри, К. Томаса.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 6

Конфликтная ситуация — это:
а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;
б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;
в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений; г) причина конфликта; д) этап развития конфликта.

Причина конфликта – это:

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;
г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними; д) то, из-за чего возникает конфликт.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/obekt-konfliktologii-eto.html?page=6

Контрольный тест. 1. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям?

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

Темы рефератов

Проблемные вопросы

1. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.)

2. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш взгляд, является наиболее разработанной?

1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока.

2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии.

3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения.

4. Проблема конфликта в философии Нового времени.

5. Проблема конфликта в классической немецкой философии.

6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии.

7. Современные проблемы развития конфликтологии.

Контрольные вопросы

1. Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория?

2. Какое название получила конфликтология как относительно самостоятельное направление в социологии и в психологии?

3. Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано?

4. Дайте определение предмета конфликтологии.

5. Перечислите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии.

6. Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии.

7. Перечислите методы конфликтологии.

8. Перечислите основные принципы исследования конфликтов.

9. Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины.

10. Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России?

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла:

а) в конце XIX века;

б) в начале ХХ века;

в) в 30-е годы ХХ века;

г) в конце 50-х годов ХХ века;

д) в 70-е годы ХХ века.

2. Становление конфликтологической практики произошло:

а) в конце XIX века;

б) в 70-е годы ХХ века;

в) в начале 50-х годов ХХ века;

г) в 30-е годы ХХ века;

д) в 80-е годы ХХ века.

3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами:

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, З. Фрейда;

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа;

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт;

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса.

4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал:

а) Ч. Освуд;

б) В. Линкольн;

в) Л. Томпсон;

г) Р. Фишер;

д) Ш. и Г. Боуэр.

5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали:

а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;

б) К. Томас и Р. Киллмен;

в) М. Шериф и Д. Рапопорт;

г) В. Линкольн и Л. Томпсон;

д) Р. Фишер и У. Юри.

6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились:

а) в США(70-80-х годах XX века);

б) в США(60-х годах XX века);

в) в Германии (70-х годах XX века);

г) в Австралии(80-х годах XX века);

д) в России (конец 80-х годов XX века).

7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

а) в 1972 г. в США;

б) в 1986 г. в Австралии;

в) в 1989 г. в Германии;

г) в 1985 г. в Швейцарии;

д) в 1992 г. в России.

8. В России центр по разрешению конфликтов был создан:

а) в Москве в 1992 г.;

б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.;

в) в Сочи в 1995 г.;

г) во Владивостоке в 1993 г.;

д) в Твери в 1998 г.

9. Предметом конфликтологии являются:

а) конфликты;

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими;

в) любые столкновения;

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта;

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия.

10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами:

а) социологический метод;

б) метод тестирования;

в) метод картографии;

г) метод наблюдения;

д) метод эксперимента.

Раздел I. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Источник: https://studopedia.su/12_90756_kontrolniy-test.html

Тест с ответами по конфликтологии

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

1.Что обозначает столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, явлений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия:а) конфликтом+б) конкуренцией

в) соревнованием

2.На какой фазе конфликта самая высокая возможность разрешения конфликта:а) начальной фазе+б) фазе подъемав) пике конфликта

г) фазе спада

3.«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом,..» – кто является автором этого нравственного призыва, автором:а) Кант+б) Гегель

в) Дарвин

4.Что является объектом конфликтологии:а) конфликты в целом+б) люди

в) войны

5.В переводе с латинского «конфликт» означает:а) соглашениеб) столкновение+

в) существование

6.Что является одной из основных и эффективных форм участия третьего лица в разрешении конфликтов:а) переговорный процесс+б) сотрудничество

в) компромисс

7.Какая наука играет основную роль в становлении конфликтологии?а) психология+б) медицинав) политология

г) все варианты верны

8.Что является предметом конфликтологии –а) общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов+б) общие закономерности развития и функционирования психики

в) трагические последствия войн

9.Среди источников конфликтологических идей рассматриваем «особую форму осознания мира, обусловленную верой в сверхъестественное, которая включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, объединение людей в организации» – это:а) естествознаниеб) религия+

в) фольклор

10.Кто произнес фразу: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды»:а) Конфуцию+б) Гераклиту

в) Платону

11.Как называется возвращение к детским стереотипам поведения –а) регрессия+б) катарсис

в) рационализация

12.Что является основными моделями поведения личности в конфликте (исключите лишнее):а) конструктивная модельб) деструктивнаяв) конформистская

г) нонконформистская+

13.«Стиль жизни», «комплекс неполноценности», «комплекс превосходства» – это понятия «индивидуальной психологии», которую разработала) Альфред Адлер+б) Зигмунд Фрейд

в) Конрад Лоренц

14.Конфликт равен:а) конфликтная ситуация + инцидент+б) конфликтные отношения + конфликтная ситуация

в) конфликтные отношения + инцидент

15.Под тождественностью человека самому себе понимается –а) идентичность+б) целеустремленность

в) психозащита

16.Что отражает процесс перехода от предконфликтной ситуации к конфликту и его разрешению:а) объект конфликтаб) темперамент участников конфликта

в) динамика конфликта+

17.Для какой из структур психоаналитической модели личности, которые были предложены З.Фрейдом, характерен принцип удовольствия?а) Id (Оно)+б) Ego (Я)

в) Super-Ego (Сверх-Я)

18.Основателем какой теории является Курт Левина) социометрииб) организационных систем

в) групповой динамики+

19.Как называется особый тип конфликта, основной целью которого является получение выгоды, прибыли или доступа к дефицитным благам:а) конфронтацияб) соперничество

в) конкуренция+

20.«Родитель», «ребенок», «взрослый» – состояния, отражающие структуру личности в концепции ТА, автором которой являетсяа) Эрик Берн+б) Карл Юнг

в) Карен Хорни

21.По степени вовлеченности людей в конфликты выделяют конфликты (исключите лишнее):а) межличностныеб) межгрупповыев) классовыег) межгосударственныед) межнациональные

е) внутриличностные+

22.В какой из этих этапов становления отечественной конфликтологии конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление?а) III период: после 1992б) I период: до 1924

в) II период: 1924- 1992+

23.Как особый тип социального взаимодействия конфликт рассматривается в:а) психологииб) социологии+

в) педагогике

24.Как называется переадресация реакции, перенос реакции с недоступного объекта на доступный?а) идентификацияб) замещение+

в) реактивное образование

25.

Что из перечисленного является целью отечественной конфликтологии?а) создание системы конфликтологического образования в стране, распространение конфликтологических знаний в обществеб) интенсивное развитие конфликтологической теории – исследование всех конфликтов, выступающих объектом наукив) организация в России системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов

г) все варианты верны+

26.В группу методов управления конфликтами входят (исключите лишнее):а) структурные методыб) метод картографии

в) опрос+

27.Как называется приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера?а) проекция+б) фантазия

в) сублимация

28.Что такое создание объективных условий и субъективных предпосылок, которые способствуют разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами –а) предупреждение конфликта+б) разрешение конфликта

в) деструктивные последствия

29.Как называется крайне деструктивный выход из внутриличностного конфликта?а) интроекцияб) суицид+

в) фрустрация

30.Когда был создан Первый международный центр разрешения конфликтов?а) в 1972 г. в СШАб) в 1986 г. в Австралии+в) в 1989 г. в Германииг) в 1985 г. Швейцарии

д) в 1992 г. в России

Источник: https://liketest.ru/raznoe/test-s-otvetami-po-konfliktologii.html

Тесты для проверки усвоенных знаний Тест №1

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

Выберитевариант правильного ответа в каждом из10 вопросов.

1.Конфликтология как относительносамостоятельная теория возникла:

а)в конце XIXвека;

б)в начале XXвека;

в)в 30-е годы XXвека;

Введениев конфликтологию

21

г)в конце 50-х годов XXвека; д)в 70-е годы XXвека.

2.Становление конфликтологическойпрактики происходит:

а)в конце XIXвека;

б)в 70-е годы XXвека;

в)в начале 50-х годов XXвека;

г)в 30-е годы XXвека;

д)в 80-е годы XXвека.

3.Возникновение конфликтологии какотносительно самостоятельной теориисвязано с работами:

а)К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта;

б)П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда;

в)Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М.Шерифа;

г)В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д)Р.Фишера, У. Юри, К. Томоса.

4.Методику ПОИР (Постепенных и обоюдныхинициатив по разрядке напряженности)разработал:

а)Ч. Освуд;

б)В. Линкольн;

в)Л. Томпсон;

г)Р. Фишер; д)Ш. и Г. Боуэр.

5.Гарвардский метод «принципиальныхпереговоров» разработали;

а)Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр;

б)К. Томас и Р. Киллмен; в)М. Шериф и Д.Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон;д)Р. Фишер и У. Юри.

6.Первые учебные заведения по подготовкеспециалистов-медиаторов появились:

а)в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах);

в)в Германии (70-х годах);

г)в Австралии(80-х годах); д)в России (конец80-х годов).

7.Первый международный центр разрешенияконфликтов был создан:

а)в 1972 г. в США;

б)в 1986 г. в Австралии;

в)в 1989 г. в Германии;

г)в 1985 г. в Швейцарии; д)в 1992 г. в России.

8.В России центр по разрешению конфликтовбыл создан:

а)в Москве в 1992 г.;

б)в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в)в Сочив 1995г.;

г)во Владивостоке в 1993 г.; д)в Твери в 1998г.

9.Предметом конфликтологии являются:

а)конфликты;

б)закономерности и механизмы возникновенияконфликтов, а также принципы и технологииуправления ими;

в)любые столкновения;

г)механизмы поведения личности в конфликтеи технологии переговорного процессапо разрешению конфликта;

д)законы противоборства субъектовсоциального взаимодействия.

10.Какой из приведенных методов относитсяк группе методов управления конфликтами:

а)социологический метод;

б)метод тестирования;

в)метод картографии;

г)метод наблюдения;

д)метод эксперимента.

Тест №2

Выберитевариант правильного ответа в каждом из10 вопросов.

1.Конфликт — это:

а)борьба мнений;

б)спор, дискуссия по острой проблеме;

в)противоборство на основе столкновенияпротивоположно направленных мотивовили суждений;

г)соперничество, направленное на достижениепобеды в споре;

д)столкновение противоположных позиций.

2.Противоборство — это:

а)открытое высказывание несогласия покакому-либо вопросу;

б)столкновение интересов;

в)нанесение взаимного ущерба; г)борьбамнений;

д)соперничество по поводу какого-либопредмета.

3.Необходимыми и достаточными условиямивозникновения конфликта между субъектамисоциального взаимодействия являются:

а)наличие у них противоположных сужденийили мотивов и желание хотя-бы одного изних одержать победу над другим;

б)наличие у них противоположно направленныхмотивов или суждений, а также состояниепротивоборства между ними;

в)наличие у них противоположных позицийи активные действия обеих сторон подостижению своих позиций;

г)наличие у них противоположно направленныхмотивов и открытые заявления о своихтребованиях;

д)наличие противоположных интересов укаждого из них и отсутствие возможностейпо их реализации.

4.Конфликтная ситуация — это:

а)случайные столкновения интересовсубъектов социального взаимодействия;

б)накопившиеся противоречия, связанныес деятельностью субъектов социальноговзаимодействия, которые создают почвудля противоборства между ними;

в)процесс противоборства между субъектамисоциального взаимодействия, направленныйна выяснение отношений;

г)причина конфликта; д)этап развитияконфликта.

5.Причина конфликта — это:

а)противоположные мотивы субъектовсоциального взаимодействия;

б)стечение обстоятельств, которые проявляютконфликт;

в)явления, события, факты, ситуации, которыепредшествуют конфликту и при определенныхусловиях деятельности субъектовсоциального взаимодействия вызываютего;

г)накопившиеся противоречия, связанныес деятельностью субъектов социальноговзаимодействия, которые создают почвудля реального противоборства междуними;

д)то,из-за чего возникает конфликт.

6.То, из-за чего возникает конфликт — это:

а)мотивы конфликта;

б)позиции конфликтующих сторон;

в)предмет конфликта;

г)стороны конфликта;

д)образ конфликтной ситуации.

7.Образ конфликтной ситуации — это:

а)то, из-за чего возникает конфликт;

б)субъективное отражение в сознаниисубъектов конфликтного взаимодействияпредмета конфликта;

в)истинные внутренние побудительныесилы, подталкивающие субъект социальноговзаимодействия к конфликту;

г)то, о чем заявляют друг другу конфликтующиестороны;

д)субъективное отражение в сознаниисубъектов конфликтного взаимодействияцелей конфликта.

8.Инцидент — это:

а)стечение обстоятельств, являющихсяповодом для конфликта;

б)истинная причина конфликта;

в)накопившиеся противоречия, связанныес деятельностью субъектов социальноговзаимодействия, которые создают почвудля реального противоборства междуними;

г)то, из-за чего возникает конфликт;

д)необходимое условие конфликта.

9.Стороны конфликта — зто:

а)субъекты социального взаимодействия,находящиеся в состоянии конфликта илиподдерживающие (явно или неявно)конфликтующих;

б)только субъекты социального взаимодействия,находящиеся в состоянии конфликта;

в)конкретные личности, находящиеся всостоянии конфликта;

г)субъекты социального взаимодействия,находящиеся в состоянии конфликта, ипосредник (медиатор);

д)конфликтующие стороны в переговорномпроцессе по разрешению конфликта.

10.К какому виду относится конфликт, которыйхарактеризуется тем, что в нем сталкиваютсядве личности, в основе его лежатобъективные противоречия и он способствуетразвитию соответствующей социальнойсистемы?

а)межличностному бурному и быстротекущему;

б)межличностному, конструктивному;

в)межличностному, экономическому;

г)острому и длительному;

д)деструктивному.

Источник: https://studfiles.net/preview/2798205/page:15/

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан в

Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами». Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

2.

Первый международный центр разрешения конфликтов был создан:

Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда – эксперты (3–5 человек).

Время на распределение ролей – 5 минут.

Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру.

Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку – 15 минут.

3.

Классификацию управленческих конфликтов можно произвести по различным основаниям (табл. 14.1).

Таблица 14.1.

Классификация управленческих конфликтов

Специфика форм проявления управленческих конфликтов

Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности.

Дезорганизация – это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами.

Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступает за приведение их в соответствие с изменившимися условиями.

Основная причина семейного кризиса в этот период связана с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу возможных измен мужа.

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов

Предупреждение и разрешение семейных конфликтов следует рассматривать как основные виды деятельности по управлению такими конфликтами. Часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника.

Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от супругов. При этом следует иметь в виду, что некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт.

Но в большинстве случаев семейных конфликтов допускать не следует.

Первый международный центр разрешения конфликта был создан

Наиболее значимыми из них являются: а) противоречия в системе «общество-природа» или «человек-природа»; б) противоречия между развитыми и развивающимися странами; в) противоречия между ядерными державами в сфере военно-политических отношений; г) демографические противоречия.

Особую опасность планетарного характера сегодня представляет международный терроризм, который в условиях современного техногенного развития и развития средств вооруженной борьбы несет реальную угрозу миру и всему человечеству.

Предотвращение глобальных конфликтов сводится к адекватному разрешению противоречий планетарного характера. В данном случае речь идет о разрешении глобальных проблем современности.

Прежде всего следует отметить, что разрешение таких проблем возможно лишь на основе объединения всего человечества перед лицом надвигающейся катастрофы.

Внимание

Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.

5. Отзывчивость – готовность отзываться на чужие нужды.

6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.

7.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.

8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.

9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам.

10.

Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.

11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.

12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.

13.

Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.

14.

Прежде всего, семейные конфликты отличаются особым предметом, специфика которого обусловлена уникальностью семейных отношений.

Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.

2. Семейные конфликты отличаются и по причинам. Важнейшими из них являются:

• ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;

• отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.

Стремитесь ли вы во время переговоров к единственному решению?

а) стремлюсь к единственному ответу, приемлемому для обеих сторон;

б) стремлюсь к единственному решению, приемлемому для себя;

в) представляю множество вариантов на выбор.

3. Ради соглашения идете на уступки или требуете преимуществ?

а) примиряюсь с односторонними потерями ради достижения соглашения;

б) требую односторонних преимуществ в награду за соглашение;

в) продумываю возможность взаимной выгоды.

4. При ведении переговоров намечаете ли вы «нижнюю границу» – то есть результат переговоров, выраженный в виде худшего из допустимых вариантов?

а) открываю свою «нижнюю границу»;

б) скрываю свою «нижнюю границу»;

в) не устанавливаю «нижнюю границу».

5.

Источник: http://realkonsalt.ru/pervyj-mezhdunarodnyj-tsentr-razresheniya-konfliktov-byl-sozdan

Адвокат Аврамов
Добавить комментарий